на главную страницу на главную страницу на главную страницу на главную страницу english version
новостио наснаши проектыпрограмма показовфестивальдирекция проектапрессаcommunityпартнеры фестиваля
 
РАСПИСАНИЕ
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПОКАЗ
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА
ГАЛА-ПРЕМЬЕРЫ
РОССИЙСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА
РЕТРОСПЕКТИВА БРАТЬЕВ МАЙЗЕЛС
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
УЧАСТНИКИ
ОБРАЩЕНИЕ
КОНКУРС
ОБРАЩЕНИЕ

В этом году наш фестиваль меняет формат. Несколько лет мы собирали конкурсную программу из новых картин, снятых современными молодыми авторами из России. Как выяснилось, за это время сформировался стиль, узнаваемый и легко определимый, который стали называть «доковской» эстетикой. Есть ли на самом деле такая эстетика, или это лишь внешние признаки заявленного при отборе формата – пусть обсуждают искусствоведы. Но занимаясь этим отбором фильмов на практике, мы еще в прошлом году столкнулись с ощущением некоторой исчерпанности приемов. Фильмы стали слишком легко подходить под «формат», а радости при этом приносить меньше.

Уже в прошлом году фестиваль объявил об ориентации на школу, на мастерство, на профессионализм, на качества, которые гипотетически хотелось бы видеть в фильмах наших современников, но которых им явно не хватало. Уже в прошлом году большая часть конкурса состояла из работ учеников Марины Разбежкиной – потому что, к сожалению, выпускники двух киноакадемий не снимают почти ничего живого и свежего…

В этом году мы решили продолжить линию на образование. Поэтому мы решили, что теперь наш конкурс будет международным – чтобы наши соотечественники, снимающие в любимом нами формате «действительного кино», могли сопоставить свои работы с мировым процессом. Отобранные в конкурс фильмы не обязательно эталоны, просто хотелось показать сообществу, что делают люди, живущие в Бразилии, Уругвае, Швеции, Канаде, Германии, Дании, США, Израиле… Эти авторы хотят примерно того же, что и наши постоянные участники, но с поправкой на разницу в образе жизни, в мировоззрении, в материале. Речь вовсе не идет о примерах – поэтому все соревнуются на равных, но как нам кажется, знание контекста, знакомство с другими школами и другими мирами может дать молодому российскому кино новый импульс.

Несколько российских фильмов мы отобрали в Конкурсную программу, но большую часть фильмов, которые нам показались так же интересными, покажем в специальной информационной программе. Мы надеемся, что это изменение в программе будет полезно всем – и тем, кто снимает (они получат дополнительные знания, возможность сравнения и обмена опытом), и тем, кто смотрит – хотя в последние годы на фестивале всегда была международная программа, но участие в общем конкурсе фильмов из разных стран сделает интригу напряженней, а внимание – концентрированней. Да, и конкуренция не помешает.

Это совсем разные фильмы, в основном документальные, но есть и игровые (их, впрочем, трудно отличить от документальных), есть короткие, а есть и полнометражные. Главное все равно сохраняется: их авторы пристально вглядываются не в свои сны и фантазии, а в окружающую реальность, в ее обычное течение и в жизнь людей, которых только внезапное любопытство кинокамеры превращает в персонажей.